Речь идет о той части страны, где люди больше мотивированны, лояльны к государству, отмобилизованы. И предлагаемая таким государством этатистская идеология, где национальное отождествляется с государством, и где государство позиционируется как творец обновленной нации, естественно, имеет достаточно суженную почву и в социальном, и в региональном измерениях. Но это абсолютно соответствует интересу тех, кто правит, потому что в такой модели они чувствуют себя комфортно. Что бы не заявляли и как бы правильно, по-написанному, не говорили представители власти, судить нужно по делам. По делам, к сожалению, за эти несколько лет резко изменилось все, что связанно с общественной нормой: стало нормой ограничение свобод, нивелирование человеческой жизни, нарушение справедливости как повседневности.
От обратного, общество стало рассматривать силу как один из способов решения своих проблем. Силовое, маскулинное поведение, как в быту, так и в политике стало новой нормой.В обществе чуть ли не модой стал камуфляж, а ведь «закамуфлированное» общество – это общество, готовое ходить строем. Точнее та его часть, которая лояльна к государству. А это серьезная предпосылка для его дальнейшей тоталитаризации, переходу от дисциплинарной культуры к репрессивной, когда нарушение правила влечет за собой репрессию, подавление. И торможение, блокирование развития самоорганизующейся культуры.
Подобная «гибридная» мобилизационная модель давала уникальные результаты в тоталитарных государствах 30-х годов, когда сила государственной машины приумножалась «энтузиазмом масс» на стройках, помощи на нужды обороны, поддержке внутренней мобилизованности и общественного терпения. В отличие от собственно «военной экономики», гибридная мобилизационная модель сохраняет внешний фасад привычной жизни общества. Новые несвободы и ограничения воспринимаются как временно-вынужденные, и в этом смысле «естественные». Гасятся «революционные рефлексы», связанные с подавленным достоинством, нуждой и голодом, культурными и информационными рамками новых несвобод. Снижается порог восприятия смерти и рисков новых потерь (потери теперь приобретают вид священной жертвы ради нового будущего).
Вместе с тем, почти сведены к минимуму социальные функции государства, связанные с гуманитарной, культурной, образовательной, эффективной социальной политикой. По существу, реализуется демонтаж модели «социального государства» и утверждается модель «милитарного государства обороны».
В условиях войны и мобилизации реабилитирована роль спецслужб и органов, связанных с госбезопасностью. СБУ, разведка, МВД и прокуратура, новые антикоррупционные органы стали главными носителями государственного интереса, а их действия постоянно находятся в фокусе общественного внимания.
В репрессивной культуре нарушение правила может привести к репрессии буквальной, как со стороны государства и силовых структур, так и общественной – осуждение, преследование, репутационный удар.