В актуальной истории современного капитализма можно выделить по меньшей мере пять уже прошедших революционных волн-приливов, каждая из которых сопровождалась качественными трансформациями капиталистической системы, и последующими консервативными контрреволюционными «отливами».
Первая волна. 1770е-1815 гг. Война за независимость САСШ от Британской империи, Великая французская революция и Наполеоновские войны сделали необратимымиутверждение национальных конституционных демократий и ломку межсословных гражданских барьеров. Романтики-просветители и новый предпринимательский класс («мелкие буржуа»), бесправное и голодное крестьянство, люмпенизированные горожане составили основную социальную силу революции. Сформулированные в этой волны демократические идеалы и социальные утопии стали Библией всех последующих революций и революционных войн, часто уподоблявшихся этому времени – и в расцветке, и в именах и символах.
Последующий контрреволюционный период, освященный Священным союзом победителей над Наполеоном Бонапартом, выдержал малоуспешные революционные вспышки 1830-х., повстанческие движения (одно из самых ярких – восстание в Польше 1830г.) и «диссидентские» тайные общества интеллектуалов и первых профессиональных революционеров.
Вторая волна. 1848-1871гг. Это время заштамповано как «Весна народов». Но куда более значимо для истории социальных революционных волн рождение организованного рабочего движения, которое оттеснило прогрессивный, но по природе своей – трусливый мелкобуржуазный («средний») класс. Бывшие заговорщические «тайные общества» превратились в публичную политическую силу – партии, союзы и ассоциации. Утвердилось как новая сила и профсоюзное движение разно-отраслевого «наемного труда». Рабочие восстания в Париже, Вене, Кельне, в Италии и Бельгии сделали для национального объединения и первых экспериментов «социальной ответственности» государства больше, чем все буржуазные национальные собрания и конституционные манифесты вместе взятые. «Равенство без границ» и социальная справедливость как классовая проблема на долгие годы задали алгоритм борьбы за господство. В этот же период прошли и первые войны в центре капиталистической миро-системы – Крымская и франко-прусская войны (предтечи Большой мировой войны 1904-1975гг). Это – и период первого воплощения «призрака коммунизма», который воочию все увидели на примере Парижской коммуны 1871г. Через четыре десятилетия алгоритм «война-революция» будет воспроизведен в куда более глобальном масштабе.
Третья волна.1917-1930е. С началом т.н. первой мировой («война народов») рухнуло колониальное могущество большинства империй. Социальная революция в Российской империи и менее успешные революции в Венгрии и Германии, в Мексике и Турции, Испании, Китае и др. создали почву для организованного социально-революционного движения, в которой ключевую роль сыграли крестьянство и многочисленные массы промышленных рабочих.
«Социалистическая утопия» была воплощена в практике отдельных государств и международных организаций. В свою очередь, трансформация колоний в новообразующиеся «национальные государства» (Версальский мир 1918г., «14 пунктов Вудро Вильсона», - распад Австро-Венгрии, последующая реформа Британской империи в Содружество, подъем в арабском мире) сделала возможным выбор «пути развития».
Раскол единой мир-системы на два «лагеря» почти на столетие задал повестку конкуренции двух социальных систем, а социалистический тоталитаризм («сталинизм») и корпоративный тоталитаризм («фашизм») были лишь двумя крайностями в начавшейся борьбе этих систем.
Европейский фашизм и нацизм, на фоне мировой реакции против всех без исключения революционных процессов (с кульминацией – войной в Испании, предтечей мировой войны), обусловил и неизбежность второй фазы Большой мировой – вторую мировую войну.
Четвертая волна. 1949-1968 гг. Вторая мировая война не ограничивается только «победой над фашизмом». Ее последствия куда более системные и глубокие. Послевоенный кризис создал условия и возможности для полной де-колонизации мира и появления т.н. «третьего мира» - десятков молодых государств, требовавших права голоса, места на мировом рынке, права на самоопределение.
«План Маршалла» позволил новому лидеру Запада США переоформить старую систему территориального колониализма в новую, более гибкую и открытую систему нео-колониализма, и одновременно лишил европейский союзников старых источников и ресурсов развития.
Анти-колониальное движение стало новой интегральной революционной силой, выявившей новый феном глобализированного капитализма – «нации-пролетарии» и «золотой миллиард» объединившихся бывших метрополий.
Трактовка всего этого исторического отрезка как «холодной войны» хоть и стала крайне распространенной, но по существу – выгодна только критикам революционных процессов, и удобна т.н. «имперским идеологам».
Победа коммунистов в Китае, корейская и вьетнамская войны, восстания и демократические процессы в т.н. «социалистическом лагере» (Венгрия, Польша, Чехословакия), левацтвующий Ближний Восток, революция на Кубе, широкое антивоенное движение на Западе в 1960-е и знаменитая «бархатная революция» в Европе 1968 года – все это обеспечило мощнейший рывок социальной демократии, создавший условия для создания модели т.н. «социального государства» с широкими обязательствами по социальным инвестициям и выравниванию доходов. Пост-колониальный мир и социальное государство – достижения этой волны, и ее «отражение» еще сыграет свою роль через три десятилетия.
«Четвертая волна» обусловила и первый послевоенный кризис глобализированного капитализма, известный как «энергетический» (1973, создание ОПЕК).
Завершение вьетнамской войны, начало разоружения и созыв СБСЕ (как символическое завершение Большой Мировой войны»), признание прав новых государств на участие в мировом разделении труда (решение Генеральной Ассамблеи ООН о «новом экономическом порядке») создавали условия для глобальной передышки. Самые пассионарные «дети революции» ушли в подполье, и Европу еще долго сотрясали партизанствующие евро-террористы из «красных бригад».
Кривым зеркалом революционной волны стала «исламская революция» в Иране, с которой начался исламский ренессанс и поиски своей собственной «социальной модели развития» во всем пролетаризированном исламском мире.
Пятая волна. 1989-1993. Эта короткая революционная волна часто именуется «второй весной народов». Ее предтечи – выступление «Солидарности» в Польше, «короткая холодная война» 1983го, поставившая на грань войны весь мир еще ближе, чем в злопамятный период Карибского кризиса, начало перестройки в бСССР (1985). Ее особенность – быстрое сворачивание массовых движений, контр-революционные реформы по типовой модели и в дизайне «nationalbuilding» (на самом деле и по факту – модель корпоративного государства на периферии капиталистической миро-системы).
В конце 1980-х сторонники глубоких анти-тоталитарных преобразований выступали под лозунгами «свободного человека в свободном мире» и опирались на интеллектуальное, политическое наследие революционного подъема 1960-х. «Шестидесятники» отстаивали либеральные свободы как новый социальный идеал, и тем самым во многом «притушили» радикализм революционных движений.
Широкие демократические движения в бСССР и странах Центральной Еропы, объединение Германии, быстро исчерпали свой прогрессивный потенциал. Нео-либеральный бум и ренессанс капитализма укрепил в государствах периферии позиции местных элит и раскрыл рынки для глобальных компаний из центра миро-системы.
Глобальный капитализм оказался намного сильнее слабых и крайне меркантилизированных демократических устремлений в странах обнищавшего «бывшего социалистического лагеря».
Внешние инвестиции в обмен на «бегство капитала» и изъятие дешевых ресурсов, деривативные спекуляции, коррумпированные корпоративные системы управления на добрых два десятилетия обеспечили процветание развитого Запада, получившего доступ к огромному «советскому наследию».
«Конец истории и победа либерализма» - этой формулой американских философ Ф.Фукуяма не только привел в уныние сторонников глубоких социальных трансформаций, но и отразил неподдельный романтизм национальных олигархий «новых корпоративных государств». Ведь о либеральных реформах, свободном рынке (и это в эпоху олигополистического глобального капитализма!) и «догоняющей модернизации» не говорил только ленивый.
И только холодный душ очередного цикличного кризиса капитализма, связанного обрушением деривативной финансовой пирамиды, вновь встряхнул мир.
«Нации-пролетарии» пост-колониального мира и быстро теряющий доходы «глобальный средний класс» оказались самыми пострадавшими сторонами кризиса. Новый глобальный игрок – коммунистический Китай – заявил о себе не просто как лидер экономического роста, но и как новая «системная альтернатива» сложившемуся порядку вещей.